Платформа для перевозки пчел: виды, модели кочевых пасек, как сделать прицеп своими руками

Любая достаточно крупная пасека нуждается в транспортировке пчелиных ульев. И если раньше пасечники использовали для этого телеги, то современный пчеловод нуждается в надежном автомобиле, при помощи которого он весной и летом сможет вывезти свою пасеку на новое место, где будет достаточная кормовая база.

Естественно, что для пчеловодов данная манипуляция доставляет ряд неудобств. Но если подойти к процессу перевозки пчел на медосбор ответственно и грамотно, то можно существенно облегчить себе жизнь. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Плюсы и минусы

Если рассматривать перевозку ульев с пчелами на новое место, как один из пчеловодных методов, то у него имеются следующие преимущества:

  • Таким способом легко увеличить популяцию насекомых.
  • Качество медовой продукции становится выше.
  • Расширяется ассортимент меда.
  • Ну, и если рассматривать глобальные преимущества для самих посадок сельскохозяйственных культур, то на них повышается качество опыления.

Но несмотря на то, что перевозная пасека дает свои плюсы собственнику, у нее все же имеются и определенные минусы:

  • При транспортировке пчел на дальние расстояния, существенно увеличивается смертность насекомых, если не соблюдены четко установленные правила.
  • Определенные неудобства для самого пчеловода с точки зрения проживания.
  • Дополнительные финансовые затраты, которые нужны для того, чтобы приобрести платформу для погрузки ульев.

FAQ. Вопросы и ответы

Когда нужна транспортировка пчел?

Транспортировка пчел проводится при покупке, переезде либо для кочевки по местам активного медосбора. Чтобы правильно организовать данный процесс и довезти насекомых до нужного места целыми, нужно соблюдать ряд требований.

Когда лучше перевозить ульи?

Пчелиные семьи можно перевозить не раньше весеннего очистительного вылета. Именно после него наступает оптимальное время для транспортировки ульев. Соты в это время не заполнены, а количество особей в семье – минимально.

Как пчелы на это реагируют?

Из-за изменений привычной обстановки насекомые во время транспортировки проявляют беспокойство. Замкнутое пространство, разного рода посторонние звуки (шум двигателя), тряска во время езды – все эти факторы заставляют пчел нервничать, что приводит к ускорению метаболизма и, как следствие, к многократному увеличению потребности в кислороде. Пчелы будут искать щели, чтобы вылететь наружу.

С какой скоростью можно перевозить ульи?

Оптимальная скорость транспортировки пчел – в пределах 50-70 км/час. Если дорога разбитая, то следует ехать особенно внимательно, со скоростью не более 20 км/час.

Разновидности

На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:

  • Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
  • Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
  • Специально сконструированный пчелопавильон.

Для легкового авто

Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.

Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:

  • На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
  • Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
  • Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
  • При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
  • Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
  • При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.

Для грузового авто

Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.

Платформа

Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.

  • Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
  • За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.

Павильон

Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:

  • Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
  • Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
  • Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.

Важные нюансы в организации

При соблюдении инструкции по разведению кочевого пчеловодства существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать даже опытным пчеловодам:

  • перед перевозкой необходимо убедиться в целостности и прочности ульев;
  • чтобы обеспечить мягкость и тишину пчелам во время транспортировки, ульи нужно ставить так, чтобы они не бились друг о друга;
  • для простоты погрузки и разгрузки ульи следует заранее изготовлять из легких материалов;
  • крыши ульев должны быть прямыми и ровными, чтобы их можно было устанавливать друг на друга;
  • веревка и проволока поможет более надежно скрепить ульи;
  • рекомендованная дистанция для перевозки пчел составляет не более 30 километров;
  • придерживаясь санитарных норм, можно снизить риск заболеваемости пчел.

Кочевое пчеловодство – способ, позволяющий увеличить объем сбора меда в два раза. Транспортировка пчел сопровождается большим количеством рисков, поэтому она рекомендуется только опытным пчеловодам, готовым посвятить данному делу большую часть свободного времени.

Копировать ссылку

Изготовление и чертежи

Если нет возможности приобрести специальное приспособление для транспортировки, не стоит оставлять идею вывезти пчелосемьи на новое место медосбора. Достаточно всего лишь потрудиться над выполнением прицепа для перевозки пчел, ведь его вполне возможно сконструировать и собрать своими руками. Важно только обзавестись готовыми чертежами какой-либо платформы или прицепа.

Так же следует подготовить следующие инструменты и материалы:

  • Сварочный аппарат.
  • Трубы стальные разного квадратного или прямоугольного сечения, длиной приблизительно 12 м и 24 м.
  • Уголки для крепления.
  • Трубы круглого диаметра.
  • Подшипники.
  • Пластиковые панели.
  • Листы стали в зависимости от габаритов на чертеже.
  • Фанеру в качестве дна прицепа.
  • Специальные железные петли.

Так как сделать прицеп для перевозки пчел – непростая задача, сборка всей конструкции осуществляется поэтапно, в зависимости от вида чертежа и особенностей технологического изготовления итогового изделия.

Чертежи разных видов тележек

Перед вами разные чертежи, на основе которых своими руками можно подготовить необходимое устройство.

Чертеж №1. Тележка-подъемник

Тележка состоит из: 1- сварной рамы; 2 – колес; 3 – втулок, которые имеют зажимные винты; 4 – ручки; 5 – регулировочных труб; 6 – дополнительного упора; 7 – П-образного стояка; 8 – грузового крючка; 9 – гайки; 10 – болтовых отверстий; 11 – верхнего передвижного блока; 12- отверстий, расположенных вверху; 13 – барабана; 14 – ручки; 15- упора под ручки; 16, 17 – отверстий, расположенных снизу; 19 – крепления для лебедки; 20 – отверстий для регулировки труб.

Чертеж № 2. Обычная одноосная тележка

1 — рама из труб диаметром 20 мм; 2 — колеса; 3 — деревянная платформа; 4 — захваты; 5 — крылья из листового железа толщиной 3 мм.Можно возить груз до 100 кг.

Готовые модели

Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

817730.001

Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

Прогресс

У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

Тандем

Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

Основные правила транспортировки пчел прицепами

Чтобы сократить до минимума механическое влияние на насекомых во время движения, специалисты рекомендуют застелить прицеп для перевозки пчел

, а точнее его дно, соломой, а соты при этом расположить параллельно осям машины. Погрузка ульев должна производиться оперативно, но максимально аккуратно, чтобы не испугать их жителей. По этой же причине не стоит ехать на слишком высокой скорости.

Оптимальным способом погрузки ульев считается метод «8 рук», когда 2 человека поднимают и подают улей, а 2 других ставят его на прицеп. Устанавливать их рекомендуется в 2 ряда, начиная от боковых бортов. Не стоит забывать о том, что между ульями должно оставаться расстояние (7-10 см). При желании пустое пространство можно заполнить другим инвентарем, но сильно перегружать прицеп не стоит.

Важно следить за тем, чтобы у пчел не был перекрыт доступ к кислороду, в противном случае они могут погибнуть. Известно, что в состоянии беспокойства им требуется значительно больше воздуха, чем в привычных для них условиях

Однако оставлять отверстия полностью открытыми небезопасно для здоровья людей, так как даже при аккуратной транспортировке пчелы будут беспокоиться и пытаться ужалить всех, кто находится рядом. Поэтому специалисты советуют наложить на манжеты ульев сетки или сделать маленькие окошки в крыше, также накрыв их мелкой сеткой.

Купить прицеп для перевозки пчел

вы можете в нашем специализированном магазине. Мы предлагаем широкий выбор прицепов, отличающихся по размеру платформы, грузоподъемности, высоте бортов, наличию тормозной системы и функции опрокидывания кузова. В ассортименте только качественная продукцию по демократичным ценам.

Правила перевозки

Перед тем, как изготовить конструкцию прицепа или платформы, необходимо четко себе представлять те требования, которые выдвигаются правилами дорожного движения к передвижению таких транспортных средств. Габариты не должны превышать установленные параметры. К тому же, собственник прицепа должен максимально часто проводить его технический осмотр и выравнивать искривляющиеся элементы.

Важно при транспортировке соблюдать все правила перевозки:

  • Не превышать скорость.
  • Не идти на обгон, так как это создает виляющее движение, которое способно не только опрокинуть всю конструкцию и погубить пчелосемьи, но и привести к серьезной аварии.
  • Так же нельзя резко осуществлять торможение. Это вызывает неравномерное распределение нагрузки у перевозимого груза.

Опираясь на представленную информацию можно без труда подобрать себе транспортное средство в виде прицепа, платформы или павильона и реализовать на своей пасеке кочевое пчеловодство.

Практическая инструкция по созданию пчелоприцепа своими руками. В этой статье представлены все необходимые материалы для постройки и инструкция по сборке с фотографиями.

Пчёлоприцеп служит для перевозки и размещения пасеки и удобен тем, что при необходимости, позволяет перемещать пасеку по мере цветения тех или иных растений.

Правила погрузки

Ульи надо не только подготовить к перевозке, но и правильно погрузить. Во время погрузки существуют риски как для ульев, так и для людей, которые их грузят.

Особенности погрузки и рекомендации по её проведению:

  • Грузить ульи рекомендуется при включённом двигателе автомобиля. Это позволяет пчёлам до начала движения привыкнуть к гулу и вибрациям.
  • Ульи расставляют максимально компактно. Например, в грузовик, рассчитанный на 1,5 т, удаётся поставить в один этаж 12 ульев. Удвоить их количество позволяет установка второго яруса – его ставят на прочные доски.
  • Чтобы предотвратить сильную тряску во время движения по неровным дорогам, кузов авто или прицепа выстилают слоем соломы, а ульи перевязывают верёвками. Если дорога долгая, время от времени проверяют, насколько прочно зафиксированы узлы.
  • Если предстоит езда по хорошей асфальтовой трассе или ровной грунтовой дороге, ульи ставят задними или передними стенками по ходу транспорта. Когда машина разгоняется или тормозит, сила инерции оказывает давление не на плоскость сотов, а вдоль неё. Это предотвращает их разламывание.
  • Если машина будет ехать по просёлочной или лесной дороге, где скорость движения крайне медленная, ульи расставляют в автомобиле или прицепе так, чтобы плоскость сот стояла поперёк хода. Такая расстановка делает их более устойчивыми во время действия сил, появляющихся при внезапных колебаниях в поперечном направлении – при наезде на ямы и бугры.

Материал для постройки прицепа:

  • Квадратная труба 2,5х5см: 12метров
  • Квадратная труба 2х4см: 24 метра.
  • Уголок 4х180: 3 штук.
  • Уголок 3,5х240см.: 2шт.
  • Труба 20х240: 3 шт.
  • Панель пластиковая 10х180см: 24шт.

Прицеп переделал из легкового прицепа старого образца, изготовленного на ОЗТП.

Изготавливать начал с удлинения рамы на 1 метр и установки рессор с пружинами и моста от автомобиля УАЗ.

Рессора с пружинами.

Затем из квадратной трубы, размером 2х5см, свариваем раму, размером 240х180см и через каждые 50 см, для жесткости, проложил квадратные трубы. И всю эту конструкцию приварил к раме прицепа сварочным инвертором.

Для того чтобы выдержать углы в 90 градусов, использовал угольник.

Разделил прицеп поперёк на 3 части по 60см. В средней части из профиля соорудил салазки для размещения улей, которые выдвигаются вперёд и назад.

Рама салазок изготовлена из квадратной трубы, размером 2х5см и всю эту конструкцию для жёсткости укрепил поперечными трубами, в количестве 5 штук. На этой раме, с помощью уголка, размером 4х60см, изготовил места под улей. Дно рамы, где размещены улья, закрыл тонким листом железа.

Рама разделенная на 3 части.

Из 8 подшипников для мягкого движения, изготовил колёсики и распределил их по раме. Для крепления улей изготовил 3 петли.

Вдоль левого и правого борта приварил по 5 петель для стягивания улей и изготовил пол из досок.

По углам рамы приварил 4 стойки, высотой 155см. По середине, где расположены салазки, приварил еще спереди и сзади по 2 стойки по 165 см.

Для прочности, разделив прицеп на 2 части по 120см, приварил еще 4 стойки.

Дышло прицепа для жесткости укрепил трубой на 4х150см, пропустив её до середины прицепа. Затем 2 уголка на 4см приварил к дышлу под наклоном.

Укрепление дышло трубой.

Сверху конструкции, из уголков на 4см, соорудил крышу и покрыл её панелями из пластмассы для тени.

Крыша покрыта панелями.

Под крышей, на расстоянии 35см, изготовил полки для хранения рамок, вощины и суши.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Сегодня поговорим о том, какая она — кочевая пасека на колесах, о ее плюсах и минусах, о выборе места, инвентаря, правильной расстановке, видах прицепов и возможности сделать их самостоятельно, о правильном выводе матки, перечне необходимой документации.

Кочевая пасека в поле

Мобильная платформа

Одной из разновидностей прицепа является платформа для перевозки пчел

Она делается на основе ходовой части заводского прицепа с соблюдением важного условия – не нарушать допустимую правилами дорожного движения ширину платформы. Поэтому чтобы была возможность перевозить большое количество ульев, её удлиняют

Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками. К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев.

Такой тип конструкции для перевозки пчелиных семей имеет ряд преимуществ перед павильоном и автомобильным прицепом:

  • меньше чем прицеп подвержена тряски при переезде, а значит более комфортна для пчел;
  • конструкция может быть как одноярусной, так и многоярусной, в зависимости от количества пчелиных семей;
  • ульи не спускают на землю, что явно облегчает труд пчеловода;
  • на случай дождя и в качестве защиты от солнца на платформе легко устанавливается крыша.

Самостоятельная постройка платформы Для постройки платформы своими руками понадобится:

  • автомобильный прицеп (ОЗПТ);;
  • квадратная труба 2,5х5 см — 1200 см;
  • квадратная труба 2х4 см — 2400 см;
  • уголки 4х180 см — 3 шт.;
  • уголки 3,5х240 см — 2 шт.;
  • труба 20х240 см — 3 шт.;
  • пластиковые панели 10х180 см — 24 шт.;
  • лист тонкого железа, равный размеру платформы;
  • профиль — 1 м.;
  • подшипники — 8 шт.;
  • пластмассовые панели для крыши;
  • сварочный инвертор;
  • угольник;
  • доски.

Рессоры и пружины

После того как инструментарий и материалы подготовлены, можно приступать к постройке платформы своими руками.

Рама, петли, пол

Раму прицепа удлиняют на один метр квадратными металлическими трубами с помощью сварки. На мост устанавливают рессоры с пружиной от УАЗика.

Выдвижная средняя часть на салазках

Из металлических труб (2,5х5 см) делают раму 240х180 см, которую закрепляют квадратными трубами. Дно рамы закрывают листом железа.

Установка крыши из уголков и панелей

Поделив всю раму на три части, среднюю делают выдвижной на салазках из квадратной трубы 2х4. Затем приваривают петли для крепления ульев. Дышло укрепляют трубой 4х150 см.Последний этап — сооружение крыши при помощи уголков и пластиковых панелей.

Это примерная инструкция постройки платформы, которую при желании можно дополнить и изменить по своему усмотрению. Существует огромное количество альтернативных вариантов с разными подходами и конструктивными особенностями.

Плюсы и минусы кочевой пасеки

Какая пасека лучше — стационарная или передвижная, каждый пчеловод решает сам. Разберемся в преимуществах и недостатках пасеки на колесах.

Плюсы при использовании кочевой пасеки:

  • Кочевая пасека отличается от стационарной мобильностью (легко собирается, разбирается, перевозится).
  • Есть возможность получить больше меда, чем при стационарном размещении. Ульи перевозятся к местам с большим количеством медоносов.
  • Больше возможностей получить монофлерный мед (из 1 вида растений) — липовый, гречишный, донниковый.
  • Еще одна особенность — есть возможность выбора экологически чистых мест.

Минусы кочевой пасеки:

  • Увеличение расходов на покупку и содержание транспорта (бензин, ремонт).
  • Необходимость приобретения дополнительного инвентаря — поилок, подставок для ульев.
  • Некомфортное проживание в походных условиях;
  • Трудоемкость погрузки, разгрузки ульев, подготовка площадки под них.
  • Износ ульев при частых переездах.
  • Необходимость в охране стоянки.

Прежде чем вложить деньги в производство меда, нужно хорошо изучить вопрос — как организовать пасеку с нуля начинающим пчеловодам, чтобы избежать типичных ошибок.

Как выбрать место для кочевой пасеки

Точёк — это пасечная площадка, которую пчеловод готовит для проживания пчел.

Для хорошего роста и продуктивности пчелиных семей при выборе места ориентируйтесь на следующие особенности:

  • Располагайте точёк в непосредственной близости от медоносов. Возможно размещение на полях с посевами (если есть договоренность с хозяевами посевов). Пчелы будут иметь возможность сделать больше вылетов и принесут больше нектара и пыльцы.
  • Заранее продумывайте маршрут передвижения пасеки в зависимости от времени и очередности цветения полей с медоносами.
  • Выбирайте место, защищенное от ветров, особенно с севера и северо-востока. Площадка должна быть ровной.
  • Не располагайте пасеку по пути лёта к медоносам пчел из других хозяйств. Во время ненастья (ветра, дождя) большая часть пчел может залететь в чужие ульи и не вернуться домой. Или же чужие пчелы при плохом медосборе могут разворовывать мед из ваших ульев.
  • Расстояние между кочевыми пасеками не должно быть менее 1,5 км.
  • Желательно, чтобы рядом с выбранным местом был чистый водоём.

Пасека — это прежде всего место, где осуществляется вся работа с пчелами. От правильной организации зависит состояние пчелиных семей и успех пчеловода.

Подготовка к транспортировке ульев

Перевозка пасеки – ответственная задача, к которой нужна особая подготовка. Сначала выбирают место, потом готовят транспорт, ульи и инвентарь. Если плохо подготовиться к транспортировке, есть риск потери пчёл и поломки их домиков.

Особенности нового места

Главный аспект при выборе места для пасеки – вид и количество медоносных растений в доступной для пчёл близости. Чем больше в округе цветущих трав, деревьев, сельскохозяйственных культур, тем больше объём собранного мёда.

Требования к месту пасеки:

  • Наличие большой и ровной площадки, на которой свободно разместится конкретное количество ульев.
  • Отсутствие сквозняков, дождей, ветров и прямых солнечных лучей.
  • Водоём с чистой водой поблизости.
  • Высокий медоносный потенциал. Чем больше медоносов, тем реже придётся перевозить пасеку. Желательно, чтобы одни медоносы сменяли другие.
  • Оптимальный рельеф – холмистый. Меньше подходят равнины и плоскогорья.
  • Отсутствие карантинных ограничений.
  • Отдалённость от дорог, предприятий, жилых районов, других пасек.
  • Минимальное расстояние до старого места – 3-4 км. В противном случае пчёлы способны вернуться в знакомые им места.

Требования к транспорту

Выбор транспорта для перевозки пасеки зависит от количества ульев, частоты перевозок, наличия водительских прав (категории) и других факторов.

Требования к транспорту:

  • Для рентабельности передвижной пасеки необходим транспорт большой грузоподъёмности. Чтобы перевозить ульи общей массой более 0,75 т, водителю понадобятся права Е-категории.
  • Если пасечник имеет права С-категории, но хочет перевезти ульи своими силами, он должен переоборудовать транспортное средство надлежащим образом.
  • Транспортировать пасеку можно на тракторе с прицепом, но в этом случае понадобится получить специальное удостоверение. Категории В и С не помогут, так как только сам прицеп весит более 0,3 т.
  • Если у пасечника нет ни транспорта, ни прав на его вождение, проблема решается наймом перевозчика.

В качестве транспорта для перевозки пасеки часто используют списанную технику, например, старый автобус или другой вид транспорта, позволяющий за один раз разместить с десяток ульев.

Инвентарь

Для работы и перевозки передвижных пасек необходим разнообразный инвентарь. Для транспортировки:

  • кочевая сетка – она необходима для вентилирования ульев и предотвращения запаивания пчёл;
  • брусья – чтобы соединять ульи;
  • скрепы – чтобы крепить пчелиные домики;
  • строп-сетка – для обеспечения внешнего крепления (из неё также можно соорудить навес для будки пасечника).

Пасечники живут на выезде в специальных сооружениях – кочевых будках.

Чтобы установить и обслужить пасеку, понадобится оборудование и приспособления:

  • основной и запасной дымарь;
  • пульверизатор;
  • столярные инструменты;
  • пустые ульи;
  • роевни;
  • весы в кожухе;
  • фонарь.

Как подготовить ульи к перевозке?

Если перевозка осуществляется весной, пока нет жары, особых условий создавать не требуется. Достаточно укрепить в ульях рамки, чтобы предотвратить их сдвиг во время транспортировки.

Если ульи транспортируют летом, часть рамок может быть заполнена мёдом. Чтобы они не упали на расплод во время движения, их достают и устанавливают по периметру прицепа. Специальные разделители обеспечивают неподвижность.

Если медосбор закончен, пчёл перевозят вместе с мёдом, содержащимся в сотах.

Как готовят пчелиные домики к дальней перевозке:

  • Если предстоит долгая транспортировка – более одной ночи – ульи накройте тентом, который защитит их от солнечных лучей и перегревания.
  • Улучшите вентиляцию гнёзд, чтобы предотвратить перегрев внутри ульев. Рекомендуется увеличить объём улья или поменять «потолки» из досок на решётчатые рамы.
  • Для предотвращения травм и гибели насекомых, позаботьтесь, чтобы в улье не было предметов, которые бы могли свалиться на пчёл. Проверьте качество закрепления сот, затворов и прочих составных частей пчелиного дома – каждый элемент должен надёжно фиксироваться.
  • Все части улья, которые из-за вибрации могут отвалиться (соты, рамки), извлеките. Все несъёмные элементы зафиксируйте. Ничто не должно выскакивать из пазов, скользить или соприкасаться с другими поверхностями.
  • Прежде чем грузить ульи, загоните в них пчёл. Если они будут противиться, воспользуйтесь дымарём. После обработки дымом пчёлы раздражаются и волнуются, приходится проветривать их жилища, а это перед перевозкой не приветствуется. Вместо дыма можно использовать воду.
  • Если перевозятся большие ульи в весенний период, в пчелиные гнёзда подбавляют вощину. А при повышении температурного режима освобождают вверху пространство – примерно 10 куб. дм.

Правильная расстановка

Лучше для передвижной пасеки выбрать лес с лиственными деревьями. Место должно быть ровным, без пней.

Для правильной расстановки:

  • Мысленно произведите разметку участка под пасеку.
  • Часть ульев оставьте на прицепе так, чтобы к ним был свободный доступ. Остальные разместите на земле.
  • Располагайте ульи параллельно взятку, на одинаковом расстоянии. Хорошо, если между ульями будет промежуток 4 м. Расставить можно в шахматном или в квадратном порядке. Подойдет расположение группами по 2-4 шт. Летки могут быть направлены в любую сторону кроме северной.
  • Предусмотрите, чтобы в зной домики пчел находились в тени деревьев, а в утренние часы прогревались солнцем.
  • Пасечные дорожки предусмотрите позади ульев, чтобы не мешать полету пчел.
  • Не забудьте про покраску ульев. Они должны быть разного цвета, чтобы насекомые легче ориентировались.

Выбираем транспорт для кочевой пасеки

От правильно подобранного транспорта зависит здоровье и работоспособность пчел. В дороге необходимо обеспечить максимально комфортные условия, без встрясок.

Как правильно транспортировать пчел

Учитывайте особенности перевозки пчел:

  • Для переезда подойдет легковой, грузовой автомобиль или автобус.
  • Выбирайте маршрут не более 30 км. Это облегчит переезд и вам и пчелам.
  • Проведите ревизию ульев: они должны быть крепкими, легкими, с ровной крышей (чтобы можно было устанавливать домики в несколько рядов).
  • Рамки в корпусе должны быть закреплены так, чтобы не было их смещения при перевозке. Пчелы не должны испытывать стресса.
  • При транспортировке следите, чтобы ульи не бились друг о друга и не доставляли неудобств пчелам. Можно связать их проволокой.
  • Застелите дно сеном, соломой, поролоном, чтобы уменьшить тряску.
  • Проверьте самочувствие пчел. Слабые семьи не стоит брать с собой в дорогу.
  • Осуществляйте погрузку вечером, после возвращения пчел в улей, а перевозку в ночные часы.

Смотрите видео о транспортировке пчел

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

До какого срока можно перевозить пчёл

Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.

Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.

Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.

Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.

Характеристика прицепов Пасека-16 и Пасека-24

Прицепы предназначены для нужд пчеловодов, имеющих передвижную пасеку. Производитель — Завод-фирма Ось (Украина, Кировоградская область, Кропивницкий).

Техническая характеристика прицепа Пасека-16:

  • Состоит из платформы размером 4700х1800 мм.
  • Имеет спаренную торсионную ось.
  • Размер шин 185/80R14.
  • Есть тормоз наката гидравлический.
  • Грузоподъемность 1800 кг.
  • Количество загружаемых ульев — 16.

Техническая характеристика прицепа Пасека-24:

  • Состоит из платформы размером 4800х2050 мм.
  • Имеет спаренную торсионную ось.
  • Снабжен выдвижной кассетой на 8 ульев.
  • Размер шин 185/80R14.
  • Есть тормоз наката гидравлический.
  • Грузоподъемность 2000 кг.
  • Высота погрузки — 750 мм.
  • Масса прицепа — 700 кг.
  • Количество загружаемых ульев — 24 (12 рамковых).

Разновидность — Пасека седельная-24 грузоподъемностью 1500 кг.

Модели прицепов для перевозки пчелиных ульев

У пасечников любителей популярностью пользуются для перевозки пчел легковые прицепы заводского изготовления. Если нет возможности самостоятельно сделать платформу на колесах, ее всегда можно купить, но обойдется пасечнику немного дороже.

На видео рассказывают о прицепах для транспортировки пчел марки «МЗСА»:

Пчеловод

Специализированный прицеп «Пчеловод» от оснащен усиленной рессорной подвеской, выдерживающей большие нагрузки во время езды в груженом состоянии по неровной грунтовой дороге. Конструкция оснащена бортами высотой 15 см. Днище из влагостойкой фанеры. Максимально допустимая грузоподъемность – 1 т.

Тандем

представил двухосную модель «Тандем» с подкатным колесом. Высота от земли до днища – 130 см. Перевозку пчел осуществляют с установленными в 1 ряд ульями. Во время стоянки пасеки домики можно выставить в 4 яруса.

Пасека седельная-24

От прицеп пасека седельная 24 оснащена выдвижной рамой-подставкой для 8 ульев. Общая вместительность – 24 домика. Прицепное устройство оснащено тормозами наката.

Модель 817730.001

Компактное прицепное устройство от полностью изготовлено из оцинкованной стали. Обшивка выполнена из влагостойкой фанеры. Для удобной погрузки ульев с пчелами имеется откидывающийся борт. Грузоподъемность – 950 кг.

Как сделать прицеп для пасеки своими руками на 10 ульев

Прицеп на легковой автомобиль можно выполнить из обычного прицепа путем наращивания бортов. Для надежности желательно добавить вторую ось. Процесс изготовления состоит из 2 операций: необходимо собрать каркас и выполнить платформу.

Устройство прицепа

Основой служит автомобильный двухосный прицеп. Поверх него находится платформа с бортиками. Крепится к транспорту горизонтальным рычагом (дышлом).

Чертеж и пошаговая схема сборки

  • Определитесь с размерами будущего прицепа, исходя из размеров ваших ульев. Учитывайте, что габариты прицепа не должны мешать движению транспорта на шоссе. Примите во внимание мощность автомобиля — справится ли он с нагрузкой.
  • Начертите схему в соответствии с вашими запросами. Используйте примерную схему (смотрите ниже).
  • Запаситесь необходимыми расходными материалами: профиль, трубы, доски.
  • С обычного автомобильного прицепа (можно использовать старый) уберите борта. Расширьте платформу с помощью сварной конструкции из труб.
  • Для усиления конструкции также используйте трубы.
  • Приварите бортики. Пол застелите металлическими листами или досками.
  • Обработайте металлические детали от ржавчины, покрасьте краской по металлу.

Смотрите видео о том, как можно сделать прицеп из обычного автомобильного

Метки: пчеловодческая платформа, прицеп для перевозки ульев

Комментарии 24

Несколько прицепов, один номер. Привёз, снял номер, поехал на легке за следующёй партией!

Немного не так прицеп один и номер один, платформ много, а платформа — это груз регистрация не требуется

В идеале для большей пасеки, и меньших проблем с ГАИ платформу лучше делать сьемную с выезжающими центральными рядами. Что позволит одним прицепом вывозить несколько платформ.Себе что то подобное хочется но пока не развился до таких обьемов. Стою стационарно

Ну да пожалуйста — съёмная платформа. Пока сделано 3 штуки, теперь уже осенью буду ещё делать но уже на 24 улья под тот-же прицеп

Отлично, и сам прицеп супер.

обращайтесь, но прицеп по качеству — не айс

А что не так? Чего Вам в нем не хватает?

Я говорю про покупной двухосник: Непровары, шлак не сбили, швы не зачищали, окраска по ржавому профилю без обработки. После кёрхера краска слезла, начал ржаветь. Борт и тот криво прикрутили

А что не так? Чего Вам в нем не хватает?

красная платформа — съёмная под любой прицеп

Я думал что то в конструктиве не устроило. А тут просто с качеством проблемы. Мне чего то казалось что сьемная платформа это круто, особенно если центральные ряды выезжают в стороны

Я про качество и говорил, а про конструктив всё нормально. До двух тонн выдержит. В центр можно 12 ульев вставить, но тогда разгружать на точкЕ придётся. А у меня концепция чтоб в одно лицо

Я так понял у вас серьезная пасека, и вам видней как лучше)

Ну не смешная, это да, любительская. Профи говорят что я сочувствующий а не пчеловод, вот им видней у них от тысячи семей:-)

Ну уж не скромничайте)))

Пасека действительно любительская, хоть и не маленькая

Любительская это до 15-20, далее то уже дело

У моего тестя двухосный на ВАЗовской резине.

>

Как сделать прицеп для кочевой пасеки своими руками на 20 ульев

Прицеп рассчитан на установку ульев в 2 ряда с проходом между ними для ухода за пчелами. Для изготовления требуется сварочный аппарат и навыки сварочных работ.

Устройство

Прицеп состоит из каркаса, бортиков, деревянного пола, дышла с прицепным устройством, 2 осей с рессорами, 4 колес. Выполняется сваркой металлических деталей, механической сборкой.

Чертеж и пошаговая схема сборки

  1. Из металлических труб длиной 5 м прямоугольного сечения 60*40 мм сварите боковины. Для более прочной конструкции приварите к боковинам усилители из трубы с сечением 20*30 мм.
  2. Поставьте боковины параллельно друг другу на расстоянии 1,2 м.
  3. Положите поверх них поперечные трубы длиной 1,8 м, профилем 60*40 мм. С каждой стороны будет выступ трубы по 30 см. Каждая труба должна размещаться на расстоянии 55 см. Приварите трубы.
  4. Установите на корпусе балки из толстостенных труб.
  5. Закрепите на балках рессоры, установите колеса.
  6. Переверните конструкцию. Приварите дышло, закрепите на нем прицепное устройство.
  7. Приварите борта в виде рамок без облицовки.
  8. Обработайте все металлические детали от ржавчины. Покрасьте краской по металлу. Дайте просохнуть.
  9. На мебельные саморезы закрепите доски пола. Предварительно покрасьте доски с нижней стороны.
  10. Проверьте прицеп на ходу без ульев.

Смотрите видео о том, как можно выполнить прицеп своими руками

Как самостоятельно собрать прицеп: 5 основных этапов

При наличии определенных навыков прицеп для пчел можно сделать самостоятельно. Для этого понадобиться круглая и прямоугольная труба, пластиковые уголки, стальные листы и деревянные доски для пола. Также следует подготовить раму для каркаса. Из инструментов требуется взять болгарку, электрическую дрель, сварочный аппарат.

Этапы изготовления прицепа:

  1. Следуя чертежу, приварите к каркасу угловые трубы. Дополнительно установите пружины и рессоры.
  2. Сделайте раму из труб прямоугольного сечения и соедините ее с каркасом. Из аналогичных материалов изготовьте выдвижные санки.
  3. Пометьте с помощью уголков места размещения ульев и смонтируйте колеса.
  4. Сделайте пол, установив снизу стальной листы, а сверху – деревянные доски. Смонтируйте стойки.
  5. Подготовьте крепление для крыши, которая изготавливается из пластиковых панелей.

Делаем навес для кочевой пасеки своими руками

Навес необходим для откачки меда, работы с ульями. Иногда его используют, чтобы укрыться от дождя, защитить пчел от палящего солнца, отделить контрольный улей. Навес можно соорудить над прицепом, в котором перевозятся насекомые. Для этого по углам и по борту делают металлические стойки, на них крепят дуги, а затем — листы поликарбоната. Можно заменить его дермантином. Иногда используют старые палатки. Еще один вариант — вбивают колья и натягивают брезент. В идеале используют готовый павильон.

Оригинальный навес из подручных материалов

Как быть, если улей повреждён при перевозке?

Несмотря на все предпринятые меры безопасности, ульи часто повреждаются после перевозки. При нарушении правил погрузки или езды, поломок не избежать. Пчеловод, сопровождающий ульи, должен иметь при себе материалы, инструменты и приспособления, которые позволят ему оперативно устранить поломку.

Для ремонта неисправностей обычно пользуются паклей и глиной. Возьмите с собой заранее приготовленный глиняный раствор. Он пригодится, если насекомые начнут протискиваться в щели, – вы набьёте их паклей, а затем замажете глинистой смесью.

Если во время транспортировки замечено, что из улья вытекает мёд, а насекомые вылетают наружу, значит, пчелиный дом серьёзно повреждён. Что делать, если из улья потёк мёд:

  1. Откройте верхние летки и приподнимите крышку. Пусть пчёлы вылетят.
  2. Когда насекомые утихнут, разберите ульи и достаньте повреждённые соты.
  3. Удалите погибших пчёл.
  4. Очистите пчелиный дом от потёков мёда и отремонтируйте его.
  5. Замените испорченные соты новыми.
  6. Обеспечьте пчёл кормом, обустройте их гнёзда и закройте улей крышкой. Летки не закрывайте.

Выполняя ремонтные работы, всё время держите дымарь зажжённым. Работайте в защитной спецодежде.

Особенность кочевой пасеки с ульями лежаками

Ульи лежаки имеют горизонтальное устройство. Выпускают с 10, 12, 15, 20, 25 рамками. Чаще используются в стационарном пчеловодстве, но, любители кочевать со своей пасекой на медосбор, также применяют такую конструкцию.

Преимущества ульев лежаков:

  • Удобны при перевозке, более устойчивы, не могут опрокинуться.
  • Имеют простую конструкцию, широкий удобный леток.
  • Имеют плоскую крышу. Компактно располагаются в транспорте.
  • В них быстро наращивается масса пчелиной семьи.
  • Количество меда в 2 раза превышает показатели по другим ульям.
  • С ними легче предупредить роение.
  • Удобны при переноске вдвоем.

Совет! Для облегчения переноски лучше использовать для ульев лежаков легкие материалы, например, фанеру.

Смотрите видео об особенностях конструкции ульев лежаков

Так выглядит улей лежак

Особенности использования прицепов

Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

Вам будет интересно узнать, как сделать павильон для пчёл своими руками.

Инвентарь для кочевой пасеки

Инвентарь пасеки условно делят на 3 вида:

Инвентарь для осмотра семей пчел:

  • Стамеска из стали с загнутым концом — используется как рычаг для того, чтобы зацепить рамку; обратная заостренная сторона применяется для очищения рамок и пчелиных домиков;
  • Дымарь — состоит из цилиндрического корпуса, закрытого крышкой, мехов (роль поддувала для углей). В корпусе устройства находится стакан с отверстиями в нижней части. Он предназначен для сгорания “топлива”.

Важно! В качестве “топлива” используется грибы-трутовики, прогнившие щепки из ольхи, березы, ивы, те материалы, которые выделяют при сгорании много дыма.

В качестве успокоительного для пчел используют сушеные мелиссу, мяту.

  • Щетка для сметания пчел с рамок, для уборки в весенний период. Должна быть мягкой, чтобы не нанести травмы насекомым;
  • Переноска рамок — фанерный ящик с крышкой и ручками для удобства переноски. Вмещает 8-10 рамок. Может быть использован для кратковременного размещения насекомых — отводка, снятого роя. Дополнительно предусмотрены леток и крышка-сетка.
  • Паяльная лампа или газовый баллончик — используются для обеззараживания ульев перед помещением в них семей пчел.
  • Вешалка-держатель — для подвешивания рамок при осмотре семьи (на 2-4 шт.).
  • Металлический захват — выполняет роль щипцов при извлечении рамок.
  • Холст — отрез хлопчатобумажной или льняной ткани. Им закрывают рамки в гнезде.

Полезные советы пчеловодов

https://www.youtube.com/video/3FxprOANTG8

Советы от опытных пчеловодов:

  1. Кочевать в одиночку неудобно, поэтому лучше объединиться в группу.
  2. Перед транспортировкой необходимо выбрать место для расположения пасеки. Иногда транспортировка может проводиться на 500 км от дома, но не стоит пугаться столь больших расстояний — ведь затраты окупятся качественным медосбором.
  3. Чтобы правильно выбрать место для пасеки, необходимо обратиться к районному зоотехнику, а также получить разрешение на размещение пасеки у владельцев совхоза. Установка пасеки в лесу потребует разрешения из лесничества.
  4. После медосбора пчёлы становятся сильнее, их беспокойство возрастает. В сотах содержится большое количество несозревшего мёда, что приводит к повышению влажности в середине гнезда и риску обрыва сот. Чтобы предупредить трагедию, при переезде необходимо извлечь рамки, заполненные мёдом, и вставить вместо них пустые.
  5. При транспортировке в весенний период, когда пчелиная колония ещё не окрепла и гнездо содержит малое количество мёда, необходимо поверх рамок настелить чистый холст, зажать его планками и забить гвоздями, что обеспечит защиту от холода.
  6. При перевозке летом и осенью на борта ульев-лежаков следует набить неплотную мешковину. Если домик не содержит бортов, на него надо поставить пустые рамы, на которые прибить мешковину. Материя служит вентиляцией и не пропускает много света, тем самым препятствуя поднятию температуры внутри гнезда.

Транспортировка пчелиных семей к массивам медоносных растений позволяет получать качественный и высокий сбор мёда. Кочевание пасеки проводится при помощи специальных прицепов, которые позволяют быстро и надёжно перемещать пчелиные семьи к месту сбора нектара. Сооружение такого прицепа своими руками потребует затрат времени и сил, зато в результате вы получите от своих пчёл много вкусного, ароматного и целебного мёда.

Вывод матки на кочевой пасеке

Матки могут жить 5 и более лет. Обычно на пасеке матку держат не более 2 лет, затем меняют. Исключение составляют племенные особи. У многих пчеловодов существует своя методика вывода матки. Познакомьтесь с одной из них.

Для выведения молодых маток соблюдайте следующие условия:

  • используйте теплую погоду, при наличии взятка;
  • ульи должны быть утеплены;
  • для маточного воспитания берите только что вылупившиеся личинки из продуктивных семей;
  • для воспитания выбирайте сильную, предрасположенную к роению семью;
  • используйте лучший период для расплода — середину мая;
  • должны быть в достаточном количестве запасы корма, печатного и открытого расплода.

Инструкция по выводу матки:

  • Поставьте рамку с мисочками (их можно приобрести в специализированном магазине) для полировки пчелами в выбранный улей на 2-3 дня.
  • Найдите матку и сделайте отводок, осиротив семью.
  • Медоперговую рамку с маткой и пчелами поместите в отводок.
  • Добавьте в отводок еще 2 рамки с печатным на выходе расплодом.
  • В улей, где была матка, с краю поставьте рамку с пергой.
  • Со следующих 2 рамок с яйцами, медом и пергой стряхните пчел обратно в улей и уберите их в другое место.
  • Вместо их поставьте пару рамок, затем прививочную рамку. Следом установите еще 3 рамки с печатным расплодом. Гнездо получится “ужатым”.Отделите установленные рамки деревянной или пенопластовой доской. Закройте сверху плёнкой. Со временем из отводка пчелы вернутся в свой улей.
  • Через 5-6 часов в каждую мисочку сделайте прививку личинок (они имеют вид полумесяца) из рамки. Доставайте аккуратно шпателем вместе с маточным молочком и переносите в мисочку.
  • Поставьте прививочную рамку в стартер воспиталку. Пчелы будут кормить и греть личинок. Положите пакетик с подкормкой из медовой сыты.
  • Закройте рамки потеплее тканью. Через 2 дня проверьте. Периодически подкармливайте.
  • На 10 день наденьте на маточники защитные колпачки, чтобы 1 вышедшая матка не погубила маточники. В колпачки положите немного корма канди.
  • Через 2 дня пометьте вышедших маток. Через 5 дней матки выйдут в свет.

Неплодная (только что родившаяся) матка при хороших погодных условиях уже на 3 день вылетает из улья, покидает дом, совершая ознакомительный облет. На 5-7 день спаривается с трутнями. Ещё через 2-4 дня начинается откладывание яиц. Эту матку называют “плодная”. Сроки зависят от того, насколько сильная семья. Это один из многих способов увеличить пасеку.

Пчелиная матка в окружении пчел

Реакция пчёл на переезд

Пчёл легко рассердить любым вмешательством в их жизнь. Шум мотора и перемещение домов с насиженного места крайне возмущает медоносных насекомых. Когда машина начинает движение, дополнительное раздражение у пчёл вызывают вибрации и нахождение в замкнутом пространстве.

У нервничающих пчёл происходит ускорение обменных процессов, потребности их организма в кислороде многократно возрастают. Именно из-за этого насекомые так упорно стремятся вылететь наружу. Они ищут малейшие щели, чтобы протиснуться.

Из-за возбуждённого состояния насекомых повышается температура внутри улья, мёда расходуется больше обычного, влажность стремительно повышается. Соты в таких условиях могут, оборвавшись, раздавить не только обычных пчёл, но и матку.

Как оформить кочевую пасеку

Приняв решение использовать выездную пасеку, изучите перечень документов, разрешающих такой вид деятельности. На пасеку в обязательном порядке заполняют ветеринарно-санитарный паспорт. Этот документ дает разрешение на выполнение любых действий — перевозку ульев, продажу меда, пчеломаток, покупку семей и т.д.

Семь разделов включают в себя сведения о владельце пасеки, ее описание, местоположение, характеристику семей, количество ульев, санитарное состояние и здоровье насекомых, перечень профилактических мероприятий, результаты лабораторных исследований пчел, меда, перги и т. д.

Получить документ можно в районной ветеринарной станции. Предварительно хозяйство проверяет ветеринарный врач, берет пробы для анализа, дает заключение о соблюдении санитарных норм и правил. Если претензий нет, выдается паспорт с подписью врача и печатью.

Каждый пасечник должен точно знать, как получить паспорт пасеки, какие мероприятия следует провести в своем хозяйстве перед проверкой.

Перед выездом необходимо оформить один из санитарных документов, представленных ниже:

  1. Ветеринарное свидетельство (форма № 1) — необходимо для перевозки пчел за пределы района проживания в любое место на территории России. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается руководителем или врачом, у которого есть на это полномочия, заверяется печатью.
  2. Ветеринарная справка (форма № 4) — необходима для перевозки пчел в пределах района проживания. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается врачом, заверяется печатью.
  3. Ветеринарный сертификат (форма № 6.1).

Если мобильная пасека планируется в лесу, то следует знать статью 38 Лесного кодекса. По этому документу пасеки можно располагать в лесных угодьях на основании договоров аренды с учреждениями, на территории которых находится лес.

В регионах РФ действуют собственные законы, которые необходимо знать и выполнять.

Кроме того, необходимо иметь разрешение на управление транспорта с прицепом и открыть соответствующие категории. Прицеп должен быть обеспечен номерными знаками, документами ГИБДД, допустимый вес без груза 750 кг..

Еще больше требований предъявляется к документации и деятельности, если используется пасека как бизнес.

Виды

Сейчас приобрести автоприцеп с документами и с разными комплектующими не проблема. Сделать это можно на Авито, отыскав соответствующие объявления.

Хотя я рекомендую выбирать прицепы заводского производства напрямую от заводов или их официальных магазинов.

Практика показывает, что по разумной цене доступен широкий выбор конструкций. Поскольку пчелиный бизнес в Краснодарском крае, в таких регионах как Волгоградская область и Ростовская область очень распространен ввиду хороших климатических условий, ассортимент прицепов постоянно увеличивается.

Это раньше пасечникам приходилось самостоятельно собирать прицепы на уазовском ходу и делать их из подручных материалов. Сейчас есть много отечественных и зарубежных фабрик, где вам готовы предоставить специально адаптированный вариант прицепа.

Все ТС для легкового автомобиля, с помощью которых можно транспортировать пчелиные дома, делят на 3 группы:

  • обычные легковые прицепы;
  • павильоны;
  • прицепы-платформы.

Нас в большей степени интересуют модели на легковом ходу, то есть те, которые способны тянуть за собой обычные легковые машины, кроссоверы или внедорожники. Рассмотрим предлагаемые варианты и особенности их конструкции.

Легковые

Сюда относят традиционные бортовые прицепы, отличающиеся своей многозадачностью и функциональностью.

Но это вариант для дачников и владельцев скромной пасеки, насчитывающей буквально 5-8 ульев. Обусловлено это тем, что бортовые прицепы не предназначены для профессиональной перевозки, содержания и ухода за пчелами. Они помогут в тех случаях, когда нужно просто перевезти домики с места на место с последующей выгрузкой.

Если вам этот вариант подходит, тогда можете смело использовать следующие модели:

Но это не совсем то. Все же речь идет о целой пасеке, где предусмотрено множество ульев и разного рода вспомогательного оборудования. Перевозить все это на обычном небольшом прицепе сложно и крайне неудобно.

Потому переходим к следующей категории.

Павильоны

Специальные конструкции, которые предназначены для транспортировки и постоянного содержания ульев. Их не надо оттуда выгружать, если вы приехали на то место, где пчелы смогут собирать пыльцу и делать мед.

Павильоны разделены на две зоны:

  • бытовую;
  • рабочую.

Это целый комплекс, предназначенный для жизни и работы самого пасечника, а также его жужжащих помощников. Самым оптимальным размером для рабочей зоны считается 2,5×5,6 метров. Этого хватит, чтобы разместить до 60 домиков в 2 ряда и по 3 яруса. Бытовая зона немного меньше.

Павильоны бывают нескольких типов.

  • Передвижные. Мобильные, позволяют перемещать их с места на место по мере необходимости и при поисках более подходящих для сбора меда мест;
  • Стационарные. Ставятся на продолжительный период времени, сами колесами не оснащаются;
  • Кассетные. Могут быть стационарными и мобильными. Но их особенность состоит в принципе комода. Каждый улей имеет свой отсек, куда он вставляется.

Но тянуть за собой крупный павильон на обычной легковой машине не получится. Здесь уже потребуется полноценный грузовик.

Хотя с точки зрения эффективности и функциональности, для профессионального пасечника павильон будет оптимальным решением. Если у вас огромное количество ульев и вам нужно постоянно добывать мед, чтобы зарабатывать деньги, стоит потратить некоторую сумму денег и купить современный павильон. Лучше передвижного типа.

Прицепы-платформы

А теперь мы добрались до самого распространенного и популярного варианта для наших пасечников. Именно такими платформами, которые цепляются с помощью фаркопа к легковым автомобилям, пользуется большинство пчелофермеров.

Прицепы платформы могут иметь свои особенности:

  • это двухосные прицепные ТС, которые отличаются устойчивостью;
  • конструкции изготавливают с 1 ярусом и больше;
  • на некоторых моделях предусмотрена крыша, защищающая от солнечных лучей и осадков;
  • прицеп трясет минимально при транспортировке, что обусловлено легкостью ТС и высоким качеством подвески;
  • домики для насекомых могут находиться на прицепе во время сезона сбора меда.

Упрощенный вариант павильона. Да, здесь нет бытовой зоны и специальной комнаты для пасечника. Плюс размеры не позволяют размещать такое количество ульев.

Но платформы стоят дешевле, что позволяет приобрести их в количестве нескольких штук, если есть необходимость в этом.

Как вы понимаете, выбор зависит от того, насколько часто вам придется перевозить ульи и сколько их у вас есть. Здесь хорошо себя могут показать прицепы для длинномерных грузов, если тратить деньги на специализированные ТС вы не хотите.

Возьмите на заметку

Прежде чем решиться на использование кочевой пасеки, изучите соответствующую информацию и сделайте правильный для себя вывод. Помните:

  • Перед началом кочевой жизни с пчелами приведите в порядок все документы на пасеку и перевозку семей пчел.
  • Проведите ревизию пчелиных ульев, проверьте наличие необходимого инвентаря.
  • Оцените физическое состояние пчел и пчеломатки.
  • Позаботьтесь о транспорте. Выберите оптимальный вариант прицепа в зависимости от количества ульев. Например, прицеп Пасека-24, ось которого спаренная торсионная выдерживает большие нагрузки.

Совмещайте приятное с полезным — наслаждайтесь чистым воздухом и получайте еще больше качественного меда.

Пошаговая инструкция изготовления самодельного прицепа

После того как весь комплект материалов и инструментов будет собран, можно переходить непосредственно к сборке конструкции.

Инструкция позволит сделать всё быстро и качественно.

Первое, с чего начинается сборка прицепа – это рама, собственно она и выступает в роли несущей части конструкции. Соответственно к ней предъявляются особые требования по прочности и надёжности. Для начала швеллер или труба нарезается на отрезки необходимой длины, после чего из них сваривается прямоугольное или квадратное основание, к которому будут крепиться борта

Особое внимание стоит обратить на качество сварочных швов, т. к

именно в этом моменте, как правило, возникают главные проблемы у самодельных конструкций. В передней части рамы производится крепление сцепного устройства, ну а посередине устанавливаются проушины для амортизаторов.

Сборка кузова начинается с каркаса бортов. Сначала устанавливаются вертикальные стойки, потом горизонтальные. Отдельно рекомендуется укрепить борта дополнительными рёбрами жёсткости, т. к. во время движения, особенно по плохим дорогам элементы могут испытывать высокие нагрузки. Дополнительные ребра жесткости могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.

Установка ходовой части прицепа. Данный процесс обладает большим количеством тонкостей. Например, ось должна быть смещена ближе к задней части прицепа. В целом какие-либо особенности при монтаже ходовой части вызваны скорее конструктивными особенностями элементов, которые предпочёл испытывать автовладелец. К раме привариваются проушины для амортизаторов и реактивных тяг, пренебрегать последними недопустимо, т. к. они служат в качестве удерживающих элементов моста.

Обшивка бортов и дна осуществляется на заключительных этапах. Для этого отлично подходит листовая сталь и фанера. В первую очередь лобзиком вырезаются элементы обшивки дна, их крепление осуществляется с помощью болтов. Далее из листовой стали изготавливается обшивка бортов. Примечательно, что крепить её можно как с помощью сварки, например, и на алюминиевые заклёпки, которые вполне доступны для покупки.

Установка электрооборудования. На задней стенке прицепа следует установить: красные треугольники-отражатели, подсветку государственного номерного знака, фонарь заднего хода, стоп-сигналы, указатели поворотов и габариты. Сбоку должны располагаться отражатели оранжевого цвета. Передняя стенка предусматривает установку белых габарит и отражателей такого же цвета. Гораздо эффективнее будет использовать готовые решения проводки. Обязательно нужно использовать защитную гофру для проводов. Все соединения должны быть герметичны и надёжны. Крепление жгута проводки к раме удобнее всего осуществлять при помощи специальных пластиковых хомутов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]